Черневич Елена Всеволодовна

художественный критик и педагог, историк дизайна; фотограф и графический дизайнер

Черневич Елена Всеволодовна » Авторское

Импульс и гештальт


Автор:Черневич Е.В.
Источник публикации: Фрагмент статьи "Реклама и графический дизайн". Архив автора.

Теоретические представления «группы 56» непосредственно связаны с концепцией Ульма. Первый председатель группы Капитцки (H.W.Kapitzki)  сотрудничал с Ульмской школой и читал там в 1964 году курс Визуальных Коммуникаций. «Группа 56» отличается близостью к конкретной практике графического дизайна, четкостью теоретической и методической позиции. Если Ульм - пропагандист науки в дизайне, то «Группа 56» ее активный создатель и внедритель.

Основная теоретическая проблема группы - мера свободы и необходимости в дизайнерском творчестве, разрешение противоречия между логическим анализом и творческим мышлением, поиск равновесия инженерной конструктивности и творческой аффективности. Короче говоря, это проблема науки и искусства в дизайне, но поставленная не абстрактно, теоретически, а конкретно - практически, профессионально. Обсуждение ее ведется в понятиях «импульса» и «гештальта»[1].

В физике под импульсом понимается произведение массы тела на его скорость, которое характеризует интенсивность движения тела, возникшего в результате действия внешних сил. Для художников «Группы 56» импульс (как бы) символизирует начало физического движения, разрешение накопленной в нем энергии. С помощью этой физической модели они пытаются объяснить сущность дизайнерского творчества.

В дизайне импульс также лежит на стыке двух процессов: он - начало активной, организованной и осознанной разработки, центральная идея проекта, и в то же время, он -конец не менее активной и организованной подготовительной работы. Авторы недаром отказываются от таких распространенных терминов как «идея», «принцип»,  «сущность» (проекта). В них слишком силен метафизический, иррациональный оттенок. "Импульс" - это термин физики и техники, несущий в себе их рационализм.

Классическая теория искусств внешними силами, приводящими к импульсу, считают вдохновение, интуицию, иногда – идеологию. Во всех случаях подчеркивалась иррациональность и спонтанность начального момента творческого процесса[2]. Участники выставки «Импульс – Гештальт» также связывают с понятием импульса представление о спонтанности замысла, о внезапном откровении. Однако, за импульсом отрицается абсолютная связь с иррациональными силами. Напротив, утверждается возможность запланированного возникновения импульса и его сознательное использование в проектировании графической информации. «Группа 56» стремится воплотить эти принципы в своей конкретной работе и пропагандировать их посредством выставок.

Итак, импульс - начало того процесса, в результате которого создается новая графическая форма. Она и получила название «Гештальта», а процесс, разворачивающийся между импульсом и гештальтом, стали называть гештальтунгом (Gestaltung) - процессом формообразования, дизайн - процессом. Поэтому основная исходная задача и, соответственно, тема выставки формулируется группой как «Vom Gestaltungsimpuls zur grafischen gestalt» или «от импульса формообразования к графической форме».

Как решается она, какими теоретическими средствами? Ясно, что одной физической аналогии здесь мало, ибо аналогия задает только общее видение, представление процесса формообразования, но не дает ни развернутого его описания, ни тем более, решения задачи. Для этих целей теоретики «Группы 56» используют семиотические представления[3]. Их основная теоретическая модель такова:

 

E1

E2

I

G

Ex

 

E1

E2

I

G

Ex

E1

E2

I

G

Ex

(Рис. 1)

 

I - исходная ситуация (импульс)

G - конечная ситуация (гештальт)

Ex - промежуточные ступени: исследования, зарисовки, развернутые программы и т.д.

 

Эта модель может изображать не только начало и конец всего дизайн-процесса, но также качало и конец всех его промежуточных этапов. В этом случае каждое Ex в целом может быть представлено в виде данной модели.

В соответствии с общесемиотической точкой зрения, все явления внешнего мира – вещи, живые существа и события - рассматриваются не сами по себе, не в отрыве друг от друга, а как элементы единой системы, имеющие определенные значения и ценность. По отношению к воспринимающему их человеку, они предстают как различные сигналы и воспринимаются им в виде знаков.

Гештальт (дизайн-форма) также анализируется семиотически. При этом гештальт представляется как знаковая система и анализируется общепринятыми в семиотике средствами как с синтаксической, так и с семантической точки зрения. Синтаксически гештальт есть «сверхзнак», система элементарных графических знаков. Последние, посредством синтаксиса, то есть правил организации, и образуют общую структуру, обладающую качествами гештальта. Графический гештальт через синтаксическое строение и знаковый характер составляющих его изобразительных элементов рассматривается как носитель эстетики. Семантика гештальта, значение его как знака, или, что то же самое, несомая им информация может быть трех видов:

1. представляющей (символической),

2. указующей,

3. изобразительной.

При этом дизайн-формы отличает от прочих знаковых систем то, что наряду с выполнением основной функции по выдаче визуальной, изобразительной информации, хорошая графика переводит эту информацию в эстетический гештальт, то есть имеющий эстетическую значимость. «Группу 56» как раз и характеризует стремление создавать дизайн-формы, которые обладали бы эстетической ценностью.

На основании семантического анализа гештальта решается одна из исходных задач группы - очерчивание поля задач графического дизайна, которое охватывает символическим знаки, указующие иллюстрации и изобразительную фотографию.

Кроме того, дизайнеры данной группы выходят за рамки эстетики и оговаривают свою профессиональную социальную позицию. Они считают, что информация дизайн-форм не есть пассивное отражение внешнего мира, но что она также содержит определенный идеал его изменения и улучшения. Именно здесь встают вопросы социальной ответственности дизайнера.

Профессиональные следствия из описанной теоретической концепции выражаются прежде всего в усиленном исследовании выразительных средств графического дизайна, а также в развитии осмысленного дизайнерского видения мира. Эти следствия ясно видны в работах членов группы. Им посвящена также экспозиция выставки «Импульс – Гештальт», задачи которой, по замыслу ее устроителей, состоят:

1) в демонстрации зрителю осмысленного, направленного видения мира, его визуализации.

2) в документальном представлении методического процесса,

творческой «кухни» дизайнера,

З) в демонстрации эстетического кредо участников выставки,

4) в осуществлении общего для графиков «группы 56» стремления внести свой вклад в визуальное упорядочение окружающего мира, в его реальную, предметную визуализацию.

По описаниям выставки трудно судить, насколько успешно эти задачи были решены, поэтому далее, при рассмотрении средств графического дизайна мы будем основываться на более широком круге публикация в этой области.

 



[1] В советской литературе не существует прямых аналогов этим терминам и понятиям Особые сложности вызывает перевод термина «гештальт». Наиболее распространенные варианты – «образ», «форма» - не всегда точно передают его смысл. Поэтому мы, следуя традиции употребления этого термина в советской психологии, сохраняем при переводе сам термин «гештальт»,» поясняя каждый раз его смысл.

[2] Интересно, что психология мышления связывает с этим фактом специальный термин – «ara» - реакция.

[3] Семиотика - наука о знаковых системах, общих законах их возникновения, развития и функционирования. Семиотика отвлекается от материальных аспектов языковых систем и исследует, в основном, особенности их формы и употребления.